Проблемы больших размеров

28.06.2019

Крупной и очень крупной компании необходимо, чтобы ее менеджеров объединял esprit de corps (корпоративный дух (фр.) — Прим, перев.) - так же, как это принято в военной организации; нужно близкое товарищество, гордость за компанию и ее деятельность. Но esprit de corps не должен вырождаться в отношение к традициям компании, как к священной корове, в слепую приверженность привычным методам, объясняемую исключительно тем, что "мы всегда так делаем". Это не должна быть слепота по отношению к плохой работе или пренебрежение ко всему “чужому”. Другими словами, нельзя допустить, чтобы esprit de corps превратился в ксенофобию и моральное разложение.

Это настолько серьезная проблема, что бороться с ней надо сразу несколькими методами. Один из ник — это создание по-настоящему независимого Совета директоров, в котором работают способные и трудолюбивые “люди со стороны”. Другой — систематическое “разлучение” руководителей с предприятием и перемещение их в ситуации, где они встречают людей из других компаний и иного образа жизни. Одно из лучших средств, которое руководители компании и сами считают очень действенным, — это посещение курсов повышения квалификации руководящих работников (такие хурсы постоянно предлагают сегодня многие университеты) Главное достоинство таких курсов — возможность для руководителей встретиться со руководством из других компаний, обменяться с ними идеями и информацией, убедиться, что способ ведения дел в их компаниях далеко не единственно возможный (не говоря уже о том, что не самый лучший).

Один из самых простых и эффективных способов обеспечить контакты с внешним миром, повысить мотивацию и придать менеджерам новые стимулы — это систематическое привлечение новых людей “со стороны”, даже на высшие руководящие должности Крупное и очень крупное предприятие, подобно крупному животному, должно развить у себя органы дыхания и выделения. А самый лучший и быстрый способ доставить глоток свежего воздуха прямо в середину большой массы, какой является крупный бизнес, это пригласить на должность топ-менеджера специалиста, выросшего в совершенно другой среде. Полезным и нужным такого руководителя делает именно то, что на первых порах оттолкнет от него других сотрудников, — его критическое отношение к принятым традициям, нравам и правилам, к своим новым помощникам.