Журналистам, решившим работать во фрилансе, не будет лишним перечитать роман Джека Лондона «Мартин Иден». Это произведение можно назвать лучшим руководством к действию будущим фрилансерам. Те, кто ознакомится с романом, поймут, что предложенную статью могут не принять к публикации, хотя она по всем параметрам подходит изданию.  На это имеется ряд причин. Во-первых, некоторые издания не желают платить внештатникам, поэтому печатают исключительно авторов, которые входят в штат. Во-вторых, материал на схожую тему уже ранее был опубликован в конкурирующем издании. В-третьих, вы опоздали – номер сверстан и, переверстывать его из-за вашей статьи никто не собирается, а к следующему выпуску тема потеряет актуальность. И наконец, у редактора нет ни терпения, ни времени, а может, и желания прочитать ваш материал. А может быть так, что он отвергнул вашу статью по причине плохого настроения. Иногда и такое бывает.

Получив отказ, не спешите вешать нос и впадать в депрессию, а постарайтесь выяснить у редактора (можно по телефону), получена  ли ваша статья? Если да, то устраивают ли его ваш материал и освещенная в нем тема, если нет, то по каким причинам? Если же у редактора сейчас нет возможности с вами разговаривать, то спросите, когда можно будет перезвонить.    

Также следует помнить, что редактор не машина, а человек, и решения может принимать,  руководствуясь своими личностными оценками. А из этого следует, что если в одном издании ваша статья была раскритикована и не принята, то это не значит, что и в другом ее отвергнут. Возможно, там она пойдет «на ура!»

То же касается оплаты труда фрилансера, то она может колебаться от трехсот до трех тысяч пятисот рублей за страницу текста в тысячу восемьсот знаков с пробелами. С наступлением кризиса стандартная ставка составляет примерно тысячу рублей за страницу текста, это около трех тысяч знаков с пробелами. Такую же ставку платят и в довольно известных изданиях. В глянцевых изданиях, в которых многие стремятся работать, то за материал в двенадцать тысяч знаков с пробелами в суперпопулярном журнале  могут заплатить восемь – двенадцать тысяч рублей.  

Некоторые фрилансеры работу журналиста прекрасно совмещают с специальностью копирайтера. В отличие от журналиста, копирайтер пишет заказные материалы – такие как PR-тексты, рекламные статьи, и прочее. Работу копирайтера оплачивает не издание, а заказчик. Крупная фирма может заплатить полтора рубля за один знак и это не предел. Если имя копирайтера широко известно, то ставки поднимаются.

Не лишним будет предупредить будущих фрилансеров о мошеннической схеме привлечения внештатных журналистов и копирайтеров. Внештатникам предлагают бесплатно выполнить так называемое тестовое задание, после чего их обещают зачислить в штат на должность главного редактора или назначить гонорар в несколько тысяч долларов. Получив материал, заказчик либо забракует ваше тестовое задание, либо и вовсе потеряется. А через некоторое время ваша статья всплывет, но под другой фамилией или совсем без фамилии. Крупные издания интеллектуальным воровством не занимаются. Как правило,  такие нелицеприятные дела проворачивают многочисленные мелкие и мало кому известные конторы.  

За последнее время втрое возросла активность фрилансеров. Кризисная волна вымыла из средств массовой информации много штатных сотрудников, снизила ставки фрилансерам, а много изданий вообще отказалось от сотрудничества с внештатникам. Остались без своей основной работы и те фрилансеры, которые занимались журналистикой на уровне хобби.   

Но, невзирая на все жизненные сложности, на истинного профессионала в любых ситуациях будет спрос. Ведь актуальные и яркие материалы формируют читательский рейтинг, а значит, и популярность издания. Поэтому средствам массовой информации будут нужны настоящие мастера пера, а медиа-магнаты заплатят необходимую цену.