Принятый Государственной Думой Трудовой кодекс в начале 2000-х годов ни у кого энтузиазма не вызывал, за исключением Федерации независимых профсоюзов. По мнению левых, с принятием этого документа положение работников ухудшилось в сравнении с КЗОТом советских времен. Перед принятием кодекса предприниматели стремились к более удобному для них закону, а профсоюзы сетовали, что новый Трудовой кодекс укрепит их дискриминацию в пользу ФНПР – самого крупного объединения. Именно это и объясняет, почему лидеры ФНПР в то время с энтузиазмом поддерживали реформу, и как показало время, они оказались совершенно правы.
Новый кодекс наемным работникам никаких новых прав не дал, и многие охарактеризовали его как антирабочий. Но свое главное предназначение он все же выполнил. Этим документом была узаконена монополия профсоюзных структур – наследие времен Советского Союза. Он позволил работодателям не принимать во внимание профсоюзы, которые на заводе объединяют меньшинство рабочих, и делать вид, что на предприятии имеется только старый профком, который финансируется рабочими, но при этом остается социальным отделом администрации.
Новое трудовое законодательство, помимо дискриминации свободных профсоюзов, делает невозможным проведение забастовок. В России за последние годы практически не было забастовок, которые проводились бы в соответствии с существующим трудовым правом.
Вывод напрашивается сам собой: закон необходимо менять. Испорченная разновидность КЗОТа советских времен, который представляет собой нынешний Трудовой кодекс, сегодня никого не устраивает. Но как это бывает, предложение перемен было выдвинуто не «низами». До момента предложения Российским союзом предпринимателей и промышленников своего варианта совершенно нового документа, власти и депутаты жалобы свободных профсоюзов игнорировали. Но учитывая позицию нынешних руководителей РСПП и их заявления, совершенно очевидно, что проект, предложенный ими, не будет бесспорным. Впрочем, это подогревает сегодня интерес к новому законопроекту и вызывает встречные предложения. Предложенный вариант Трудового кодекса вызывает дискуссии, которые могут иметь совершенно другое направление, чем предполагали промышленники.
Для этого серьезное препятствие оказывает позиция профильного комитета Государственной Думы, главой которого является Андрей Исаев, и руководителей ФНПР. Андрей Исаев – давний соратник и заместитель Михаила Шмакова, лидера ФНПР, и это совмещение мешает самостоятельности человека, который отвечает за трудовое законодательство. Кроме того, Исаев в этом вопросе – уполномоченный от партии «Единая Россия». В итоге ни фракция, ни партия в разработке нового варианта Трудового кодекса никакой самостоятельной роли не играют. Остается загадкой и позиция «Единой Росси». Совершенно непонятно, подержит ли она предложение РСПП, намеревается ее корректировать или критиковать. Если корректировать, то в какую сторону? В итоге партия попала в заложники к ФНПР.
Исаев склоняется к блокированию и затягиванию дискуссий, так как прекрасно понимает, что на самом деле неважно, кто станет победителем в состязании за пересмотр трудового законодательства. Важно то, что Федерация рискует распасться, а старые профсоюзы серьезно пострадают. Если российское законодательство приблизится к западноевропейскому, то, как и в большинстве стран, на первое место выйдут профсоюзы отраслей. ФНПР не рассчитывает на силу рабочих, а надеется использовать высокопоставленного лоббиста, который в коридорах власти и кабинетах решит все проблемы. И это неудивительно, ведь численность членов ФНПР неважна, ее руководители прекрасно знают, что никто не поддержит их призывы. А людей поднять они не сумеют по причине разного рода опасений. Но процесс, все же уже пошел. И сегодня неважно, будет ли пересмотрено трудовое законодательство. Важно, чьи интересы будут соблюдены.